FanCSKA79-82

Они были первыми...

 

Kesha: Этот материал - часть подборки на "женскую тему" в 3-м, мартовском номере журнала "Красно-синее ревю". Сергею была лишь озвучена идея, "на пальцах". Конкретная тема - его.

 

«…Светку и Ирку каждый армеец вспомнит добрым словом.

Веселые, прикольные, нормальные девчонки – ездили с нами на выезда, вели себя очень достойно…»

(Сережа Гад, РФВ№20)

 

Определить, кто был первыми девушками-фанатками ЦСКА, не является большой проблемой. Спроси любого из тех, кто был на секторе с 80-ого года, и услышишь в ответ два имени – Светка и Ирка. Потом, с 81-ого года, появлялись и другие, кто-то в чем-то опередил их, как например, подруга фана Базилио и Таня Пшено, первыми из фанаток отправившимися на выезд (Днепропетровск-Донецк-81), или тоже достиг известности, как Наташа Очарование, но, думаю, не будет большой ошибкой сказать, что именно Светка и Ирка оставили наибольший след в памяти тех, кто активно посещал красно-синий фан-сектор в те нелегкие годы. Когда они появились? Сколько им было лет? Да и как вообще они пришли к этому? Часть вопросов пока осталась без ответа. Что-то стерлось в памяти за давностью лет, о чем-то мы и никогда не спрашивали, поэтому можно лишь примерно предполагать. На всякий случай я, не полагаясь только на свою память, задал несколько вопросов таким людям, как Усы, Губа, Острый и Левый. Все сошлись на том, что впервые эти симпатичные блондинка (Светка) и брюнетка (Ирка), к слову, на зависть нынешним фотомоделям (жаль, не нашлось ни одного фото), появились на секторе в 80-ом году. Сколько им было лет? Никто на моей памяти особо не интересовался, как и возрастом соседа по трибуне, примерно столько же, сколько и старшим из нас, примерно 16-17. Ездили ли они в 79-ом? Вряд ли. Это запомнилось бы обязательно, слишком тяжел, жесток и кровав был тот год для красно-синего фан-движения, слишком трудно давалась борьба с ордами «народников» за само право на наше существование, и такое явление, безусловно, не осталось бы незамеченным.

Я почему-то запомнил их появление на эстадио, как первое, весной 80-ого года на матче ЦСКА –«Кубань». Может быть просто тот матч был своего рода ознаменованием новой, и одновременно уходом старой, в армейском фан-движении. Это был последний матч на Песчанке перед долгим перерывом.  Уже сам по себе сектор в 400-500 человек (по тем временам это много, а по меркам 79-ого года – так и мечтать об этом не приходилось) внушал стойкий оптимизм. Календарь 80-ого года поставил нас в большинстве туров с «народной командой» играть в один день, но наши матчи обычно начинались на час-полтора раньше, что лишило их излюбленной возможности приезжать на Песчанку (а после этого матча – на Динамо) до и после нашего матча и атаковать армейских болельщиков превосходящими силами. Нам же, напротив, он предоставил время возможность собраться с силами и думать о справедливом возмездии. После этого матча состоялось грандиозное, по тем временам, шествие (демонстрация на фан-слэнге) до м.Сокол, в количестве до полутысячи участников. Многими оно, шествие, было расценено, как первое в истории армейского фан-движения, хотя это и не так. К примеру, 13.08.79 нам удалось провести демонстрацию, пусть и не такую мощную, после матча с «Зарей», причем удалось не только ее провести, но и погнать атаковавших нас, как и всегда, «народников», причем часть из них загнали в какую-то дип-миссию одной из африканских стран, видимо уже тогда начинала сказываться эта взаимная любовь «народной команды» и «черного континента»-))))))))))))))).

Короче говоря, чувствовалось, что в нашем Армагеддоне с силами зла намечается перелом. И как один из знаков было появление на секторе девушек. Поначалу встретили их заинтересованно-настороженно, мол, девушки симпатичные, но, с одной стороны, а что им тут делать, а с другой – ну все ж очень симпатичные.-)))))))))

Однако они быстро приучили других считать равными ребятам. Нет, им не приходилось участвовать в некоторых событиях фанатской жизни, которые столь нелюбимы органами охраны правопорядка. Просто оказалось, что они пришли сюда не чтобы найти внимание мужского общества, с их внешними данными в этом не было бы проблем в любом месте. Они не искали дешевой популярности, чтобы порисоваться «мы – фанатки!», да и армейское фан-движение, особенно в те годы, и не пользовалось этой дешевой популярностью, в отличие от тех же «народников». Они не допускали по отношению к себе и никаких ненужных вольностей (до сих пор вспоминается, как один из известных наших фанов того времени был молниеносно и жестоко укушен за руку после весьма фривольного движения оной-))))))))). Они знали о команде все, или почти все. Историю и настоящее, хоккей и футбол. Некоторым из «народников», к примеру, и сейчас бы поучиться у них этому, а то дико слышать по телевизору «романцев вывел спартак в 77-ом году в высшую лигу» (?!) или «пора вернуться к нашей традиционной форме: красным футболкам с ВЕРТИКАЛЬНОЙ белой полосой» (?!). Они пришли просто болеть за любимый клуб, хотя в те времена это, девушка на трибуне, да еще в фан-секторе, было весьма необычно. Короче, вели себя и неброско, и с достоинством. Это пробило на понимание даже «народных» отморозков, которые никогда их не трогали, хотя ожидать можно было чего угодно.

Девчонки посещали не только домашние матчи, но и выезда. Не попав на первые выезда во враждебный тогда Питер и гопнический Воскресенск, туда ездили исключительно «мужской компанией», они пропустили и весьма удачный двойник в 81-ом в неизвестные тогда фанам Донецк и Днепропетровск. И лишь осенью поехали в Минск. Затем была Одесса-82 и пр. Оба их первых выезда прошли не без опасных приключений. Я не имею в виду происходящее в поезде, к тому времени и Светка и Ирка пользовались достаточным уважением, чтобы кто-то даже потеряв на мгновение разум мог покуситься на них. Просто «народники» выставили заслоны на перроне вокзала, пытаясь не пустить красно-синих на выезд, а в Одессе кучка (по сравнению с надвигавшейся ордой кучка) подростков уже готовилась принять последний бой, прижатая к крутому обрыву толпой местных мужиков-гопников, вооруженных дрекольем и булыжниками. К счастью все обошлось, а наши девушки проявили себя просто молодцами, сами не терли присутствия духа и подбадривали других, как могли. Вообще, в это тяжелое время, их присутствие заряжало фанов дополнительным мужеством и храбростью. При них было стыдно отступать.

Обе они отъездили стандартный, по тем временам, «фанатский срок», около 4 лет, после чего, видимо, их жизнь перешла в следующую логическую фазу, связанную с замужеством и всем сопутствующим. К сожалению, их не видно сейчас на стадионе. Или просто прошло так много лет, что уже тяжело узнать? Тем не менее, где бы вы ни были, Светлана и Ирина, удачи вам, здоровья и любви!

 

Сергей Мухин

 

PS Возможно в этой небольшой заметке слишком много слов связано с «околофутболом». Слишком много для КСР, для издания не столь радикальной направленности. Но вряд ли было бы честным умалчивать про то, что действительно было. Да и есть слабая надежда, что газетные писаки и телеболтуны, возомнившие себя экспертами в области футбольного фанатизма прочтут это и, наконец-то, перестанут начинать свои передачи и статейки на эту тему со слов «В последнее время». Уже давно стоит понять, что «последнее время» - это четверть века. И вообще, пытаясь анализировать что-либо стоит изучить историю вопроса.

 

("Красно-Синее ревю", №3-2003)

 

Мемуары