«Уно граппа, пер фаворе!»
Отчет + фоты Const-007 aka КОСТЯная нога (с)
РИМ (именно большими буквами)
День (точнее вечер) первый
Разместились в отеле, разжились картами (для меня-то, потомственного в третьем поколении топографа – это ж самое главное!))), прогулялись до вечернего Колизея и обратно, поужинали в ресторанте близ отеля (О счастье! Наконец-то дзуппе! Пер фаворе! Плиз! Соуп фор олл! Минестроне пер тутти!), отдохнули.
День второй
Был посвящен исключительно античности (решили соблюсти хронологию). Начали, правда, с церкви Сан-Джованни-ин-Латерано (пешком от отеля было недалеко, да и по пути), далее – Купальни Каракаллы, Циркус Массимо, Колизей, Форумы, Капитолий…
Впечатления двоякие – с одной стороны, осознаешь мощь, величие, грандиозность былого, с другой – не покидает мысль «Ну и как можно было это все развалить и просрать!?» (правда, утешало и сближало воспоминание о Родине)))
День третий
По Средневековью и барокко.
Находившись накануне пешком, первый раз пробили римский общественный транспорт (купили по совету Кита абонаменто пер тре джорни – как раз до отъезда), на метре доехали до Республиканской Пьяццы, оттудова и начали.
Заглянули к Опере (хотели сравнить с Ла Скалой, оказалась такая же туфта), петь у оной не стал (утро, всего лишь стаканчик-другой пива).
Следуя заранее разработанному маршруту, поперлись к Пьяцца Четырех Фонтанов. В путеводителе – Ах, Площщадь!, Ах, Фонтаны!, Ах, Борромини!… На деле оказалось – крохотный пятачок-перекресточек (чуть поболе моего рабочего кабинета))), по углам – четыре родничка (колонок-то в позднее Средневековье не было, да и воду холодную, видать, часто отключали). Рядом, на пл. Барберини, Фонтан Тритона хоть на фонтан похож – по крайней мере, хоть есть куда попробовать плюхнуться, освежиться при надобности (как выяснилось, на этой же площади, в углу, еще один был фонтан(чик) - Пчелы, мы его вечером следующего дня случайно обнаружили))). А вот далее, Фонтан де Треви - уже настоящий Фонтанищще, есть где разгуляться: трусы в заплыве потеряешь – хер-найдешь-не-донырнешь (Алексей Викторыч, ничего личного)))Чешем далее, через пл. Колонны (Марка Аврелия), мимо церкви Игнатушки Лойолы (пожег, пожег иезуит еретиков во славу Божию, покоптил небеса, не зря в святые записали), по улочкам-переулочкам к Пантеону (карта – великая вещь в умелых руках!))). Миа филья впереди шныряет, названия пьяцетт-виалочек мне читает, я сзади команды подаю (аванти, а дестра, а синистра – итальянский-то уже укрепляться стал))) Вдруг подбегает: «Пап, а что там за фигура-статуя непонятная вся в листьях сидит? Она что означает? В путеводителе написано?» - «Держи фотик, ща фокус покажу, это игральный автомат такой, дай монетку…» Опустил в «монетоприемник, стилизованный под кружку», далее фокус и сработал))) Справедливости ради должен отметить (чтоб не подумали, что дочь – лохушка))), что место было абсолютно пустынное, вне туристичесих троп, и действительно выбор места для «установки автомата» был странный (то-то и в «монетоприемнике» практически ничего не было).
От Пантеона до пл. Навона – рукой подать. Там – опять фонтаны, столпотворение туристов, уличных художников, «игральных автоматов», жонглеров-эквилибристов – римский Арбат, короче. Зашли в церковь Святой Агнессы, поглазели на ее священный лысый череп (волосы, кои чудом мгновенно отросли пред глумящимися язычниками и прикрыли ее наготу, давно уж растащили (распродали с индульгенциями) по всему католическому белу свету).
Рядом с пл. Навона притулилась небольшая пьяцца Паскуино – еще одна римская достопримечательность, вошедшая в историю языкознания словом пасквиль. Название свое получила от живущего некогда там сапожника Паскуино, отличавшегося редким правдолюбством («В римском зоопарке тиграм не докладывают мяса!»). С него и повелось, что на античной статуе, установленной на площади (найденной при закладке одного из домов, но так и не востребованной никем вследствие своей уродливости), стали появляться листовки с комментариями по поводу всяких событий, да и просто с «мыслями вслух». Разумеется, в стороне я остаться не мог, и тоже поделился некоторыми своими мыслями и соображениями (и подписался по совету супруги - «Без подписи – это уже анонимка будет»))) Объект и суть моих соображений, думаю, очевидны)))
Начало смеркаться, сделали завершающий пробег до Фонтана Черепах (прямо День Фонтанов получился!), прошлись до раскопок на Ларго-ди-Торре-Арджентина (как раз в тех местах Цезаря закололи), и, помянув недобрым словом Брута, двинулись в родные края, где в Иль Патио уже начал сбираться народ для вечернего бухалова.
День четвертый
День воскресный - стало быть, к мессе, в Ватикан.
Собор Св. Петра. Вход – как чрез границу (впрочем, так оно и есть), с раздеванием, с просветкой, через металлоискатели. Звеню, как школьный звонок на большую перемену. «Сеньор, ну-ка сюда отойди, вынимай, что там у тебя схоронено». «Ничё не схоронено, фраттура ди гамба, конструкционе кон титанум э феррум, майн байн ист геброхен, броукен фут, тутти документи…». Поверили полиглоты - «Прего-прего, сеньор».
Кстати, о полиглотах. Тусуемся внутри, вдруг глядь – центральную часть ленточками огораживают. Подходим, молодой охранник, общаясь на итальянском, английском, немецком, французском, пропускает только тех, кто на мессу идет, места на лавках занимать. Мы рядом, шушукаемся. Жена вполголоса «Может, и мы так пройдем, а потом быстренько обратно». Оборачивается к нам и на (почти) чистом русском, с улыбочкой «Нет, не пройдете!». Немая сцена… «Да нам только на Святую Елену с крестом и гвоздями посмотреть поближе, да на сотника Лонгина с копьем!» - «Не, не могу, скоро месса начнется, а Елену можно во-о-он оттудова увидеть». И вправду, зазвучал орган, все ломанулись к центральному огороженному проходу – там уже шествие пошло: вначале мальчики-послушники со свечами и прочими атрибутами, потом и всякие святые отцы медленно прошагали… Величественно, торжественно, впечатляет… Саму мессу до конца слушать уж не стали (да и латинский я изрядно подзабыл))), направились к выходу.
Так как музеи ватиканские в тот день не работали, Сикстинскую Капеллу отложили на завтра, пошли к Тибру, к замку Сан-Анжело, по набережным, к Гишпанской лестнице на одноименной пьяцце. Поднялись, прошлись по верху, обозревая крыши Рима. Там нас с женой чуть кондрашка не хватила, когда дочь-засранка на высоте отнюдь не одноэтажного дома уселась на парапете по-турецки - «Пап, сфотографируй меня на фоне Святого Петра!»… Сам чуть к святым не отправился…руки дрожат, кнопку не находят, жена визжит «Я не могу на это смотреть, снимай быстрее эту дрянь!!!»… сплошной адреналинищще…)))
Спускаемся вниз, к пл. Дель Пополо. Глядь, под лестницей дворик со знакомыми предметами-механизмами – музей Леонардо да Винчи! Как культурный человек, такого я не мог пропустить, тем более, что билетерши-смотрители - две русские девчонки. Успел сделать только пару фот, прибегают в ужасе – «Здесь нельзя фотографировать!» Послать симпатичных соплеменниц я не мог, пришлось прекратить свои шпионские действия))). Вышел ошарашенным и еще более укрепившимся во мнении, что Леонардо – некто из 20-го века, провалившийся в прошлое (причем и в 20-м бывший отнюдь не недоучившимся студентиком…). Иначе не объяснить, как можно в конце 15-го века чертить и строить модели вертолетов, самодвижущихся повозок, велосипедов, подъемных кранов (точь в точь современным!), прочие хитроумные механизмы, рисовать строение человека и его органов, словно с учебника анатомии для студентов 1-го Меда…
День выдался богатым на впечатления, да еще и мясо обосратушки, а мы в призерах))), соответствующий и релакс вечером удался…))) (+ Майор, приехавший с беспорядков, добавил остроты)))
День пятый и последний
Ранний подъем, сборы, вещи – в депозито багальо, сами – навстречу прекрасному. Путь к оному долог и тернист – час с небольшим в очереди (~1.5 км) в бильетерию, снова «переход границы», далее длинная череда музеев Ватикана - пока дойдешь до Капеллы Сикста Шестого, впору голову, распираемую от переполнения культурной и исторической информацией, сдавливать а ля фрекен Бок. Но Микеланджело того стоит – усталость как рукой снимает, глава запрокинута, варежка разинута, ощущения потрясающие… После всего этого хорошо бы по садам ватиканским прогуляться, переварить впечатления, да они закрыты оказались (только с окон немного подсмотрели). Пришлось переваривать в пиццерии вместе с граппой (иначе и нельзя))) под тарталлини (пельменным супчиком оказалось) и феттучине, на десерт - словохотливый официант - фан Ромы («Рома абсолютли!» - «Мале, мале… Соно Лациале!»))) Перетерли с ним вчерашние события на Стадио Олимпико, про себя рассказали, взяли с него обещание болеть за ЦСКА.
А там и пора настала вспомнить о доме. Небольшой шопинг, в отель за багальо, и на Родину…
В заключение, как водится, благодарности и раcшаркивания: